Дилерский центр KAMAZ ★ КАМАЗ-Инжиниринг
Сборка, продажа, сервис спецтехники КамАЗ
Телефон Позвонить WhatsApp WhatsApp

Формула расхода топлива КАМАЗ и других автомобилей

⛽ Способы расчета расхода топлива (для а/м КАМАЗ) на 100 км:

 

Введение

Норма расхода топлива и смазочных материалов применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.

Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлива по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д.

При нормировании расхода топлива различают базовое значение расхода топлив, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода топлив, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.

1. Нормы расхода топлива для автомобилей общего назначения

Нормы расхода топлива могут устанавливаться для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильных транспортных средств согласно их классификации и назначению. Нормы включают расход топлив, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлива на технические, гаражные и прочие внутренние хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм (в таблицы) не включен и устанавливается отдельно.

Согласно распоряжению Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (ред. от 14.07.2015 г.) введены в действие методические рекомендации "Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте".

Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:

базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства (АТС) в снаряженном состоянии;

транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега при проведении транспортной работы:

транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров (л/100 ткм) при проведении транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом или с использованием установленных ранее коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, массы прицепа или полуприцепа - до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей, соответственно, с дизельными и бензиновыми двигателями, - или с использованием точных расчетов, выполняемых по специальной программе-методике непосредственно для каждой конкретной марки, модификации и типа АТС.

Базовая норма расхода топлива зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.), от вида используемых топлив, учитывает массу автомобиля в снаряженном состоянии, типизированный маршрут и режим движения в условиях эксплуатации в пределах "Правил дорожного движения".

Транспортная норма (норма на транспортную работу) включает в себя базовую норму и зависит или от грузоподъемности, или от нормируемой загрузки пассажиров, или от конкретной массы перевозимого груза.

Эксплуатационная норма устанавливается по месту эксплуатации АТС на основе базовой или транспортной нормы с использованием поправочных коэффициентов (надбавок), учитывающих местные условия эксплуатации, по формулам, приведенным в данном документе.

Нормы расхода топлива на 100 км пробега автомобиля установлены в следующих измерениях:

для бензиновых и дизельных автомобилей - в литрах бензина или дизтоплива;

для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ) - в литрах СНГ из расчета 1 л бензина соответствует "1,32 л СНГ, не более" (рекомендуемая норма в пределах 1,22±0,10 л СНГ к л бензина, в зависимости от свойств пропан-бутановой смеси);

для автомобилей, работающих на сжатом (компримированном) природном газе (СПГ) - в нормальных метрах кубических СПГ, из расчета 1 л бензина соответствует 1±0,1 куб.м СПГ (в зависимости от свойств природного газа);

для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа указана в куб.м с одновременным указанием нормы расхода дизтоплива в литрах, их соотношение определяется производителем техники (или в инструкции по эксплуатации).

Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится при помощи поправочных коэффициентов (надбавок), регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются приказом или распоряжением руководства предприятия, эксплуатирующего АТС, или местной администрации).

2. Условия повышения норм расхода

Работа автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны - от 5% до 20%. Порядок применения, значения и сроки действия зимних надбавок представлены в Приложении №8.

Работа автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) в горной местности, включая города, поселки и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря:

от 300 до 800 м - до 5% (нижнегорье); от 801 до 2000 м - до 10% (среднегорье); от 2001 до 3000 м - до 15% (высокогорье); свыше 3000 м - до 20% (высокогорье).

Работа автотранспорта на дорогах общего пользования I, II и III категорий со сложным планом (вне пределов городов и пригородных зон), где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений (поворотов) радиусом менее 40 м (или из расчета на 100 км пути - около 500) - до 10%, на дорогах общего пользования IV и V категорий - до 30%.

Работа автотранспорта в городах с населением:

свыше 3 млн. человек - до 25%;

от 1 до 3 млн. человек - до 20%;

от 250 тыс. до 1 млн. человек - до 15%; от 100 до 250 тыс. человек - до 10%;

до 100 тыс. человек в городах, поселках городского типа и других крупных населенных пунктах (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) - до 5%.

Работа автотранспорта, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, в том числе маршрутные таксомоторы-автобусы, грузопассажирские и грузовые автомобили малого класса, автомобили типа пикап, универсал и т.п., включая перевозки продуктов и мелких грузов, обслуживание почтовых ящиков, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т.п. (при наличии в среднем более чем одной остановки на 1 км пробега; при этом остановки у светофоров, перекрестков и переездов не учитываются) - до 10%.

Перевозка нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и т.д., движение в колоннах и при сопровождении, и других подобных случаях - с пониженной средней скоростью движения автомобилей 20-40 км/ч - до 15%, с пониженной средней скоростью ниже 20 км/ч - до 35%.

При обкатке новых автомобилей и вышедших из капитального ремонта, (пробег определяется производителем техники) - до 10%.

При централизованном перегоне автомобилей своим ходом в одиночном состоянии или колонной - до 10%; при перегоне - буксировке автомобилей в спаренном состоянии - до 15%, при перегоне - буксировке в строенном состоянии - до 20%.

Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 5 лет с общим пробегом более 100 тыс. км - до 5%; более 8 лет с общим пробегом более 150 тыс. км - до 10%.

При работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета массы перевозимого груза, а также при работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятия - до 10%.

При работе специальных автомобилей (патрульных, киносъемочных, ремонтных, автовышек, автопогрузчиков и т.д.), выполняющих транспортный процесс при маневрировании, на пониженных скоростях, при частых остановках, движении задним ходом и т.п. - до 20%.

При работе в карьерах, при движении по полю, при вывозке леса

т.п. на горизонтальных участках дорог IV и V категорий: для АТС в снаряженном состоянии без груза - до 20%, для АТС с полной или частичной загрузкой автомобиля - до 40%.

При работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях и других стихийных бедствиях для дорог I, II и III категорий - до 35%, для дорог IV и V категорий - до 50%.

При учебной езде на дорогах общего пользования - до 20%; при учебной езде на специально отведенных учебных площадках, при маневрировании на пониженных скоростях, при частых остановках и движении задним ходом - до 40%.

При использовании кондиционера или установки "климат-контроль" при движении автомобиля - до 7% от базовой нормы.

При использовании кондиционера на стоянке нормативный расход топлива устанавливается из расчета за один час простоя с работающим двигателем, то же на стоянке при использовании установки "климат-контроль" (независимо от времени года) за один час простоя с работающим двигателем - до 10% от базовой нормы.

При простоях автомобилей под погрузкой или разгрузкой в пунктах, где по условиям безопасности или другим действующим правилам запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады, наличие груза, не допускающего охлаждения кузова, банки и другие объекты), а также в других случаях вынужденного простоя автомобиля с включенным двигателем - до 10% от базовой нормы за один час простоя.

зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже +5°С) время года на стоянках при необходимости пуска и прогрева автомобилей и автобусов (если нет независимых отопителей), а также на стоянках в ожидании пассажиров (в том числе для медицинских АТС и при перевозках детей), устанавливается нормативный расход топлива из расчета за один час стоянки (простоя) с работающим двигателем - до 10% от базовой нормы.

Допускается на основании приказа руководителя предприятия или распоряжения руководства местной администрации:

- на внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателей и других агрегатов автомобилей после ремонта и т.п.) увеличивать нормативный расход топлива до 1% от общего количества, потребляемого данным предприятием (с обоснованием и учетом фактического количества единиц АТС, используемых на этих работах);

для марок и модификаций автомобилей, не имеющих существенных конструктивных изменений по сравнению с базовой моделью (с одинаковыми техническими характеристиками двигателя, коробки передач, главной передачи, шин, колесной формулы, кузова) не отличающихся от базовой модели собственной массой, устанавливать базовую норму расхода топлива в тех же размерах, что для базовой модели;

для марок и модификаций автомобилей, не имеющих перечисленных выше конструктивных изменений, но отличающихся от базовой модели только собственной массой (при установке фургонов, тентов, дополнительного оборудования, бронировании и т.д.), нормы расхода топлива могут определяться:

на каждую тонну увеличения (уменьшения) собственной массы автомобиля с увеличением (уменьшением) из расчета до 2 л/100 км для автомобилей с бензиновыми двигателями, из расчета до 1,3 л/100 км - с дизельными двигателями, из расчета до 2,64 л/100 км для автомобилей, работающих на сжиженном газе, из расчета до 2 куб.м/100 км для автомобилей, работающих на сжатом природном газе; при газодизельном процессе двигателя ориентировочно до 1,2 куб.м природного газа и до 0,25 л/100 км дизельного топлива, из расчета на каждую тонну изменения собственной массы автомобиля.

3. Условия снижения норм расхода топлива

При работе на дорогах общего пользования I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) - до 15%.

В том случае, когда автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне вне границы города, поправочные (городские) коэффициенты не применяются.

При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.

дополнение к нормированному расходу газа допускается расходование бензина или дизтоплива для газобаллонных автомобилей в следующих случаях:

для заезда в ремонтную зону и выезда из нее после проведения технических воздействий - до 5л жидкого топлива на один газобаллонный автомобиль;

для запуска и работы двигателя газобаллонного автомобиля - до 20 л жидкого топлива в месяц на один автомобиль в летний и весенне-осенний сезоны, в зимнее время дополнительно учитываются зимние надбавки согласно Приложению №8;

на маршрутах, протяженность которых превышает запас хода одной заправки газа, - до 25% от общего расхода топлива на указанных маршрутах.

Во всех указанных случаях нормирование расхода жидкого топлива для газобаллонных автомобилей осуществляется в тех же размерах, что и для соответствующих базовых автомобилей.

Принимая во внимание возможные изменения и многообразие условий эксплуатации автомобильной техники, изменения техногенного, природного и климатического характера, состояние дорог, особенности перевозок грузов и пассажиров и т.п., в случае производственной необходимости возможно уточнение или введение отдельных поправочных коэффициентов (надбавок) к нормам расхода топлива по распоряжению руководства местных администраций регионов и других ведомств - при соответствующем обосновании и по согласованию с Минтрансом России.

На период действия данного документа для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, поступающей в автопарк страны, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлива (отсутствующие в данном документе), руководители местных администраций регионов и предприятий могут вводить в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике.

4. Расчет нормативного расхода топлива

4.1. Расчет нормативного расхода топлива легковых автомобилей Для легковых автомобилей нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле:

Qн=0,01 ×Hs ×S × (1+0,01×D), (1) где Qн - нормативный расход топлив, л;

Hs - базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;

S - пробег автомобиля, км;

D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

Базовая норма расхода топлива легковых автомобилей приведена в приложении 1.

4.2. Расчет нормативного расхода топлива автобусов

Для автобусов нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле:

Qн = 0,01 × Hs × S×(1 + 0,01×D) + Hот × T, (2) где Qн - нормативный расход топлив, л; H s - транспортная норма расхода топлива на пробег автобуса, л/100 км (с учетом нормируемой по классу назначению автобуса загрузкой пассажиров); S - пробег автобуса, км; Hот - норма расхода топлива при использовании штатных независимых отопителей на работу отопителя (отопителей), л/ч; T - время работы автомобиля с включенным отопителем, ч; D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

норма расхода топлива автобусов приведена в приложении 2.

4.3. Расчет нормативного расхода топлива грузовых бортовых автомобилей

Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле:

Qн = 0,01×(Hsan×S + Hw×W) × (1+0,01×D), (3) где Qн - нормативный расход топлив, л; S - пробег автомобиля или автопоезда, км; Hsan - норма расхода топлива на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза;

Hsan = Hs + Hg ×Gnр, л/100 км,

где Hs - базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (Hsan=Hs, л/100 км, для одиночного автомобиля, тягача); Hg - норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т·км; Gnр - собственная масса прицепа или полуприцепа, т; Hw - норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 т·км; W - объем транспортной работы, ткм: W = Gгр Sгр (где Gгр - масса груза, т; Sгр - пробег с грузом, км); D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, дополнительно к базовой норме, норма расхода топлива увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну груза на 100 км пробега) в зависимости от вида используемых топлива (Hw): для бензина - до 2 л; дизельного топлива - до 1,3 л; сжиженного нефтяного газа (СНГ) - до 2,64 л; сжатого природного газа (СПГ) - до 2 куб.м; при газодизельном питании ориентировочно - до 1,2 куб.м природного газа и до 0,25 л дизельного топлива.

При работе грузовых бортовых автомобилей, тягачей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами, норма расхода топлива (л/100 км) на пробег автопоезда увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну собственной массы прицепов и полуприцепов) в зависимости от вида топлива (Hg): бензина - до 2 л; дизельного топлива - до 1,3 л; сжиженного газа - до 2,64 л; природного газа - до 2 куб.м; при газодизельном питании двигателя ориентировочно до 1,2 куб.м - природного газа и до 0, 25 л - дизельного топлива.

Базовые нормы расхода топлива грузовых бортовых автомобилей приведены в приложении 3.

4.4. Расчет нормативного расхода топлива автомобилей-тягачей

Для седельных тягачей нормативное значение расхода топлива рассчитывается аналогично грузовым бортовым автомобилям и автопоездам с прицепами и полуприцепами по формуле (3). Базовые нормы расхода топлива седельных тягачей приведены в приложении 4.

4.5. Расчет нормативного расхода топлива автомобилей-самосвалов

Для автомобилей-самосвалов и самосвальных автопоездов нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле:

Qн = 0,01×Hsanc×S× (1 + 0,01 × D) + Hz × Z, (4)

где Qн - нормативный расход топлива, л; S - пробег автомобиля-самосвала или автопоезда, км; Hsanc - нормарасхода топлива автомобиля-самосвала или самосвального автопоезда:

где Hs - транспортная норма с учетом транспортной работы (с коэффициентом загрузки 0,5), л/100 км; Hw - норма расхода топлива на транспортную работу автомобиля-самосвала (если при расчете Нs не учтен коэффициент 0,5) и на дополнительную массу самосвального прицепа или полуприцепа, л/100 т·км; Gпр - собственная масса самосвального прицепа, полуприцепа, т; q - грузоподъемность прицепа, полуприцепа (0,5q - с коэффициентом загрузки 0,5), т; Hz - дополнительная норма расхода топлива на каждую ездку с грузом автомобиля-самосвала, автопоезда, л; Z - количество ездок с грузом за смену; D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

При работе автомобилей-самосвалов с самосвальными прицепами, полуприцепами (если для автомобиля рассчитывается базовая норма, как для седельного тягача) норма расхода топлива увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепа, полуприцепа и половину его номинальной грузоподъемности (коэффициент загрузки - 0,5): бензина - до 2 л; дизельного топлива - до 1,3 л; сжиженного газа - до 2,64 л; природного газа - до 2 куб.м.

Для автомобилей-самосвалов и автопоездов дополнительно устанавливается норма расхода топлива (Hz) на каждую ездку с грузом при маневрировании в местах погрузки и разгрузки:

до 0,25 л жидкого топлива (до 0,33 л сжиженного нефтяного газа, до 0,25 куб.м природного газа) на единицу самосвального подвижного состава;

до 0,2 куб.м природного газа и 0,1 л дизельного топлива ориентировочно при газодизельном питании двигателя.

Для большегрузных автомобилей-самосвалов типа "БелАЗ" дополнительная норма расхода дизельного топлива на каждую поездку грузом устанавливается в размере до 1 л.

В случаях работы автомобилей-самосвалов с коэффициентом полезной загрузки выше 0,5 допускается нормировать расход топлива так же, как и для бортовых автомобилей по формуле (3).

Транспортная норма расхода топлива автомобилей-самосвалов приведены в приложении 5.

4.6. Расчет нормативного расхода топлива автомобилей - фургонов

Для автомобилей-фургонов нормативное значение расхода топлива определяется аналогично бортовым грузовым автомобилям по формуле (3).

Для фургонов, работающих без учета массы перевозимого груза, нормируемое значение расхода топлива определяется с учетом повышающего поправочного коэффициента - до 10% к базовой норме.

Транспортная норма расхода топлива автомобилей-фургонов приведены в приложении 6.

4.7. Расчет нормативного расхода топлива для специальных и специализированных автомобилей

Специальные и специализированные автомобили с установленным на них оборудованием подразделяются на две группы:

автомобили, выполняющие работы в период стоянки (пожарные, автокраны, автоцистерны, компрессорные, бурильные установки и т.п.);

автомобили, выполняющие ремонтные, строительные и другие работы в процессе передвижения (автовышки, кабелеукладчики, автобетоносмесители и т.п.).

Нормативный расход топлива (л) для спецавтомобилей, выполняющих основную работу в период стоянки, определяется следующим образом:

Qн=(0,01×Hsс×S+Hт×T)×(1+0,01×D), л (5)

где Hsс - норма расхода топлива на пробег, л/100 км (в случаях, когда спецавтомобиль предназначен также и для перевозки груза, индивидуальная норма рассчитывается с учетом выполнения транспортной работы:

Hsc' = Hsc + Hw×W, где Hw - норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 т·км;

W - объем транспортной работы, т·км); S - пробег спецавтомобиля к месту работы и обратно, км; Hт - норма расхода топлива на работу специального оборудования (л/ч) или литры на выполняемую операцию (заполнение цистерны и т.п.); T - время работы оборудования (ч) или количество выполненных операций; D - суммарная относительная надбавка или снижение к норме, в процентах (при работе оборудования применяются только надбавки на работу в зимнее время и в горной местности).

Нормативный расход топлива (л) для спецавтомобилей, выполняющих основную работу в процессе передвижения, определяется следующим образом:

Qн = 0,01 × (Hsс × S' + Hs'' × S'')× (1 + 0,01×D), (6) где Hsс - индивидуальная норма расхода топлива на пробег спецавтомобиля, л/100 км; S' - пробег спецавтомобиля к месту работы обратно, км; Hs'' - норма расхода топлива на пробег при выполнении специальной работы во время передвижения, л/100 км; S'' - пробег автомобиля при выполнении специальной работы при передвижении, км; D - суммарная относительная надбавка или снижение к норме, % (при работе оборудования применяют только надбавки за работу в зимнее время и в горной местности).

Для автомобилей, на которых установлено специальное оборудование, нормы расхода топлива на пробег (на передвижение) устанавливаются исходя из норм расхода топлив, разработанных для базовых моделей автомобилей с учетом изменения массы спецавтомобиля.

Нормы расхода топлива для спецавтомобилей, выполняющих работы жилищно-коммунального хозяйства, определяются по нормам Управления жилищно-коммунальной сферы Госстроя России (Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова).

Норма расхода топлива некоторых видов специализированных и специальных автомобилей приведены в приложениях 7.1-7.3.

Примеры расчета нормативного расхода топлива

Пример 1.

Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль такси ВАЗ-2114, работавший в летнее время в горной местности на высоте 300-800 м, совершил пробег 244 км. Исходные данные:

- базовая норма расхода топлива для легкового автомобиля ВАЗ-2114 составляет Hs = 7,9 л/100 км;

надбавка за работу в горной местности на высоте над уровнем моря от 300 до 800 м составляет D = 5%. Нормативный расход топлива составляет:

Qн =0,01×Hs×S×(1+0,01×D) = 0,01·7,9·244·(1+0,01·5)= 20,2 л.

Пример 2.

Из путевого листа установлено, что городской автобус ЛиАЗ-52567 работал в городе в зимнее время, совершил пробег 200 км при времени работы на линии 8 ч.

Исходные данные:

транспортная норма расхода топлива на пробег для городского автобуса ЛиАЗ-52567 (дизтопливо) составляет Hs = 37,4 л/100 км;

норма расхода топлива на работу отопителя составляет Нот = 2,5 л/ч.

надбавка за зимние условия работы – 8%.

Нормативный расход топлива составляет:

Qн = 0,01 × Hs ×S× (1 + 0,01×D) + Нот×T = 0,01·37,4·200·(1 + + 0,01·8) + 2,5·8 = 100,8 л.

Пример 3.

Из путевого листа установлено, что одиночный бортовой автомобиль КАМАЗ-53215 при пробеге 320 км выполнил транспортную работу в объеме 2560 т·км в условиях эксплуатации, не требующих применения надбавок или снижений.

Исходные данные:

базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля КАМАЗ-53215 составляет Hs = 24,5 л/100 км;

норма расхода дизтоплива на перевозку полезного груза составляет Hw = 1,3 л/100 т-км. Нормативный расход топлива составляет:

0,01·(24,5·320 + 1,3·2560) × (1 + 0,01×0) = 111,7 л.

Пример 4.

Из путевого листа установлено, что бортовой автомобиль КАМАЗ-53215 с прицепом НЕФАЗ-8332 выполнил 5272 т-км транспортной работы в условиях зимнего времени по горным дорогам на высоте 800-2000 м и совершил общий пробег 475 км.

Исходные данные:

базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля КАМАЗ-53215 составляет Hs = 24,5 л/100 км;

норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет

Hw = 1,3 л/100 т-км; норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, составляет Hg = 1,3 л/100 т-км;

надбавка за работу в зимнее время составляет D=8%, за работу в горных условиях на высоте от 800 до 2000 м над уровнем моря D=10%;

масса снаряженного прицепа НЕФАЗ-8332 - Gпр = 4,95 т;

норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе автомобиля КАМАЗ-53215 с прицепом НЕФАЗ-8332 составляет:

Hsan = Hs + Hg ×Gпр = 24,5 + 1,3 х 4,95 = 30,93 л/100 км.

Нормативный расход топлива:

Qн = 0,01× (Hsan×S + Hw ×W) × (1 + 0,01×D) =0,01× (30,93×475 + +1,3 ×5272) × (1 + 0,01×18) = 254,2 л.

Пример 5.

Из путевого листа установлено, что седельный автомобиль-тягач КАМАЗ-54115 с полуприцепом СЗАП-9328 в зимнее время выполнил 12480 т-км транспортной работы при пробеге км.

Исходные данные:

- базовая норма расхода топлива на пробег для тягача КАМАЗ-54115 составляет Hs = 22,0 л/100 км;

норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет

Hw = 1,3 л/100 т-км;

масса снаряженного полуприцепа СЗАП-9328 Gпр = 8 т;

надбавка за работу в зимнее время D = 6%, снижение в связи с передвижением автопоезда по загородной дороге с усовершенствованным покрытием D=15%;

норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе седельного тягача КАМАЗ-54115 с полуприцепом СЗАП-9328 без груза составляет:

Hsan = Hs + Hg×Gпр = 22 + 1,3× 8 = 32,4 л/100 км.

Нормативный расход топлива:

Qн = 0,01× (Hsan×S + Hw×W)×(1 + 0,01×D) =

= 0,01× (32,4×600 +1,3×12480) × (1 - 0,01×9) = 324,5 л.

Пример 6.

Из путевого листа установлено, что автомобиль-самосвал КАМАЗ-65115 совершил пробег 165 км, выполнив при этом Z=10 ездок с грузом. Работа осуществлялась в зимнее время в карьере.

Исходные данные:

транспортная (с коэффициентом загрузки 0,5) норма расхода топлива для автомобиля-самосвала КАМАЗ-65115 составляет Hsanc = 32,2 л/100 км;

норма расхода топлива для самосвалов на каждую ездку с грузом составляет Hz = 0,25 л;

надбавки за работу в зимнее время D = 6%, на работу в карьере - D = 12%.

Нормативный расход топлива:

Qн = 0,01×Hsanc ×S× (1 + 0,01×D) + Hz×Z =

=0,01×32,2×165× (1 + 0,01×18) + 0,25×10 = 65,2 л.

Пример 7.

Из путевого листа установлено, что грузовой автомобиль-фургон ГАЗ-2705 грузоподъемностью 1,5 т, работая в летнее время в черте города с частыми остановками, совершил пробег 152 км. Транспортная работа составила 228 т·км.

Исходные данные:

базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля-фургона ГАЗ-2705 составляет Hsan = 16 л/100 км;

надбавка за работу с частыми технологическими остановками D 8%.

Нормативный расход топлива:

Qн = 0,01×(Hsan×S + Hw×W) × (1+0,01×D)= =0,01×(16×152+2×228) ×(1+0,01×8)=31,2 л.

Пример 8.

Из путевого листа установлено, что автомобильный кран КС-4572 на базе автомобиля КАМАЗ-53213, вышедший из капитального ремонта, в летнее время совершил пробег 127 км. Время работы спецоборудования по перемещению грузов составило 6,8 ч.

Исходные данные:

базовая норма расхода топлива на пробег автомобильного крана КС-4571 составляет Hsc = 31 л/100 км;

норма расхода топлива на работу специального оборудования, установленного на автомобиле, составляет Нт = 6 л/ч;

надбавка при пробеге автомобилем первой тысячи километров после капитального ремонта D = 5%.

Нормативный расход топлива:

Qн = (0,01×Hsc×S + Нт×Т) × (1 + 0,01×D) =

=(0,01×31×127 + 6×6,8) × (1 + 0,01×5) = 89,9 л.

5. Норма расхода смазочных материалов

Нормы расхода смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для оперативного учета, расчета удельных норм расхода масел и смазок при обосновании потребности в них для предприятий, эксплуатирующих автотранспортную технику.

Нормы эксплуатационного расхода смазочных материалов (с учетом замены и текущих дозаправок) установлены из расчета на 100 л от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля. Нормы расхода масел установлены в литрах на 100 л расхода топлива, нормы расхода смазок - в килограммах на 100 л расхода топлива.

Нормы расхода масел увеличиваются до 20% для автомобилей после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более пяти лет.

Расход смазочных материалов при капитальном ремонте агрегатов автомобилей устанавливается в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки данного агрегата.

Расход тормозных, охлаждающих и других рабочих жидкостей определяется в количестве и объеме заправок и дозаправок на один автомобиль в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей, инструкциями по эксплуатации и т.п.

Нормы расхода смазочных материалов для современных АТС не приведены из-за отсутствия исходных данных от заводов-изготовителей техники. В таблице даны предельные значения норм эксплуатационного расхода смазочных материалов.

Индивидуальные эксплуатационные нормы расхода масел (в литрах) и смазок (в кг) на 100 л общего расхода топлива автомобилем приведены в приложении 9.

6. Норма расхода специальных жидкостей

Раствор мочевины AdBlue - реагент, который применяется в качестве добавочной рабочей жидкости в дизельных двигателях стандарта Евро 4 - Евро 6, оснащенных системой SCR (Selective Catalytic Reduction (SCR) - селективный каталитический преобразователь) для обеспечения чистоты выхлопных газов. SCR система состоит из катализатора, распылителя, дозатора и бака с AdBlue. Принцип действия системы AdBlue заключается в химической реакции аммиака с окисью азота выхлопных газов, в результате которой образуется безвредный азот и водяной пар.

Именно благодаря впрыскивания реагента AdBlue достигаются экологические стандарты Евро 4 - Евро 6.

Нормирование расхода AdBlue

Расход AdBlue в среднем составляет 0,8 - 2,7 литра на 100 км. Для автомобилей, соответствующих экологическому стандарту Евро 4, расход составляет не более 5%, стандарту Евро 5 - не более 6% и Евро 6 - не более 7% от количества, потребляемого автомобилем топлива (приложение 10). Для целей нормирования расхода реагента Adblue рекомендуется применять значение 7% от нормируемого значения эксплуатационного расхода топлива.

При холостом ходу двигателя, снаряженном шасси без нагружения, расход мочевины не происходит, поэтому нормативный расход рассчитывается от нормативного расхода топлива в относительной доле, с применением поправочного коэффициента Dt

условиям, влияющим на расход мочевины, относится понижение температуры окружающей среды. Стандартным поправочным коэффициентом можно принять Dadb=1. При температуре ниже (от -11°С) процесс гидролиза прекращается, мочевина приобретает гелеобразное состояние, Dadb=0 (таблица 6).

Таблица 6 – Поправочные коэффициенты нормирования расхода AdBlue

№ п/пДиапазон температур, CDabd
1t < -110
2-11 < t < 50,5 – 0,75
35 ≤ t < 351

Нормальными условиями для хранения и эксплуатации технологической жидкости AdBlue, является диапазон температур - 11< t < 35 0C. При повышении температурного значения, мочевина начинает терять свои эксплуатационные свойства.

Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов нормативное значение расхода AdBlue рассчитывается по формуле:

QнAdB =0,01·(HsAdB·S·DAdB) (7)

где QнAdB - нормативный расход AdBlue, л; S - пробег автомобиля или автопоезда, км; DAdB – поправочный коэффициент окружающей температуры; HsAdB - норма расхода AdBlue на пробег автомобиля или автопоезда;

Пример

Из путевого листа установлено, что седельный тягач Volvo FH 500 Globetrotter с полуприцепом выполнил транспортную работу в объеме 16200 т·км при пробеге 600 км в нормальных условиях эксплуатации, при средней температуре окружающей среды 10-15°C. Дополнительные надбавки, или снижения отсутствуют. Определить расход топлива и расход AdBlue.

Исходные данные:

Базовая норма расхода топлива на пробег для тягача одиночного Volvo FH 500 Globetrotter составляет Hs = 36,4 л/100 км; норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет Hw = 1,3 л/100 т·км; норма расхода топлива на дополнительную массу полуприцепа Hg = 1,3 л/100 т·км; масса снаряженного полуприцепа Gnp = 8,0 т. Норма расхода AdBlue принимается с приложения 10, HsAdB=1,96 л/100 км.

Тогда норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе седельного тягача Volvo FH 500 Globetrotter с полуприцепом без груза составит:

Hs an = Hs + Hg·Gпр=36,4+1,3·8=46,8 л/100км.

Нормативный расход топлива составляет:

Qн = 0,01·(Hsan·S + Hw·W)×(1+0,01×D)=

=0,01·(46,8·600+1,3·16200) ×(1+0,01×0)=491,4 л.

Нормативный расход AdBlue составляет:

QнAdB =0,01·(HsAdB·S·DAdB)=0,01·(1,96·600·1)=11,76 л.

Приложение 1. Базовая норма расхода легковых автомобилей

Модель, марка, модификация автомобиляБазовая норма, л/100 кмТопливо
ВАЗ-11183 "Калина" (ВАЗ-21114-4L-1,596-81-5M)* *8,0Б
ВАЗ-21043 (ВАЗ-2103-4L-1,45-71-5M)8,3Б
ВАЗ-21074 (ВАЗ-2106-4L-1,57-75,5-5M)8,5Б
ВАЗ-21074 (ВАЗ-21067-4L-1,568-74,5-5M)8,9Б
ВАЗ-21093 (ВАЗ-2111-4L-1,499-79-5M)7,7Б
ВАЗ-21099 (ВАЗ-2111-4L-1,499-79-5M)7,8Б
ВАЗ-2110-010 (ВАЗ-2110-4L-1,499-73-5M)7,8Б
ВАЗ-2112 (ВАЗ-2112-4L-1,499-92-5M)7,7Б
ВАЗ-21140 (ВАЗ-2111-4L-1,499-79-5M)7,9Б
ВАЗ-21150 (ВАЗ-2111-4L-1,499-79-3,94-5M)7,4Б
ВАЗ-21213 (ВАЗ-21213-4L-1,690-80-5M)11,5Б
ВАЗ-212300 "Шевроле-Нива" (ВАЗ-2123-4L-1,69-80-5M)10,5Б
ВАЗ-217220 Lada Priora 1.6 (ВАЗ-21116 -4L-1,596-87-5M)8Б
LadaGranta 219060 (ВАЗ-11183-4L-1,596-82-5M)8,4Б
LadaGranta 21905 (ВАЗ-21126-4L-1,597-98-5M)8,3Б
Lada Largus 1.6 (RS015L) (7 мест) (Renault K7M - 4L-1,598-87-5M)10,8Б
Lada Largus 1.6 (KS0Y5L) (Renault K4M - 4L-1,598-105-5M)10,6Б
ГАЗ-3110 (ЗМЗ-40620Д-4L-2,3-131-5M)11,5Б
ГАЗ-3110-551 (Chrysler-4L-2,429-137-5M)10,6Б
УАЗ-3163-10 "Патриот" (ЗМЗ-40900R-4L-2,693-128-5M)13,5Б
Audi A4 1.8 (4L-1,781-125-5M)9,5Б
Audi A6 2.5 TDI (5L-2,461-140-6M)6,9Д
Audi A6 2.4 (6V-2,393-177-CVT)11,5Б
Audi A6 4.2 quattro (8V-4,172-335-6A)13,1Б
Audi Q7 3.0 TDI (6V-2,967-233-6A)12,3Д
BMW 520i (6L-1,991-150-5M)9,9Б
BMW 530i (6L-2,979-231-5M)10,7Б
BMW 725 TDS (6L-2,497-143-5A)10,1Д
BMW X5 4.8 (8V-4,799-360-6A)15,5Б
Chevrolet Lacetti 1.6 (4L-1,598-109-5M)7,6Б
Citroen C5 2.0 (4L-1,997-140-5M)8,9Б
Ford Focus II 2.0 (4L-1,999-145-5M)8,1Б
Honda CR-V 2.0 4WD (4L-1,998-150-4A)12,3Б
Mazda 6 2.0 (4L-1,999-141-5M)9,2Б
Mercedes-Benz S 500 (8V-4,973-320-4A)16,7Б
Nissan X-Trail 4WD 2.0 (4L-1,998-140-5M)10,5Б

ВАЗ-21114 - модель двигателя, 4L – модель двигателя:

четырехтактный двигатель с вертикальным расположением цилиндров, 1,596 – объем двигателя, дм3, 81 - мощность двигателя, л.с, 5M - механическая пятиступенчатая коробка передач.

Приложение 2. Транспортные нормы расходы топлива автобусов отечественного и зарубежного производства

Модель, марка, модификация автомобиляБазовая норма, л/100 кмТопливо
1.Волжанин 5270-0000020-06 (вед. 41 место; Deutz BF6M1013)38,9Д
2.ГАЗ-22177 (7 мест) (ЗМЗ-40630C-4L-2,3-98-5M)15,6Б
3.ГАЗ-32213 (13 мест) (ЗМЗ-406300-4L-2,3-110-5M)16,4Б
4.ГАЗ 2217-288 "Бизнес" (7 мест; УМЗ-421600)15,2Б
5.КаВЗ-4238-02(м/г 35 мест; Cummins 6ISBe 210)22,8Д
6.ЛиАЗ-525645-01 (пригор. 94 места) (КамАЗ-740.31-8V-10,85-240-5M)35,0Д
7.ЛиАЗ-5256.53 (гор. 116 мест; Cummins 6ISB245B)47,7Д
8.МАЗ-103.065 (гор; 96 мест; OM906LA)38,3Д
9.МАЗ-107.466 (гор. 145 мест; OM906LAIII)44,6Д
10.НЕФАЗ-5299-0000017-33 (м/г. 51 место; КамАЗ-740.62)24,9Д
11.НЕФАЗ-5299-17-32 (вед. 45 мест; Cummins 6ISBe270B)35,3Д
12.ПАЗ-32053 (вед. 25 мест; ЗМЗ-523400)32,1Б
13.ПАЗ-320401-01 (гор. 52 места; Cummins B3.9-140)23,7Д
14.Citroen L4H2M2C-A 2,2HDi (18 мест)11,8Д
15.Fiat Ducato 2.3TDI (10 мест)10,9Д
16.Ford Tourneo Bus 2.2TD (7 мест)9,7Д
17.Ford Transit 2.4TD (19 мест)13,7Д
18.Higer King Long KLQ6840 (вед. 33 мест)24,3Д
19.Hyundai Universe Express Noble (вед. 43 мест)35,7Д
20.Iveco Daily 45C15VH 3,0TD (вед. 22 мест)13,2Д
21.Mercedes-Benz Sprinter 2.2D (8 мест)11,9Д
22.Mercedes-Benz Vito 115 2.2CDi (9 мест)11,1Д
23.Peugeot Boxer 2227SK 2.2 TD (17 мест)11,9Д
24.OmniLink CL94UB (вед. 39 мест)34,7Д
25.Toyota Hi Ace 3.0D (11 мест)10,3Д

Приложение 3. Базовые нормы расхода топлива грузовых бортовых автомобилей отечественного и зарубежного производства

Модель, марка, модификация автомобиляБазовая норма, л/100 кмТопливо
1.ГАЗ-3302-531 (ГАЗ-5602)13,2Д
2.ГАЗ-3308 "Садко" (ЗМЗ-513)26,9Б
3.ГАЗ-3302 (УМЗ-421600)15,2Б
4.ГАЗ A21R32 Next (Cummins ISF2.8s 4129P)11,9Д
5.ЗИЛ-5301 (Д-245 ММЗ-4L-4,75-105-5М)14,8Б
6.КАМАЗ-4308-АЗ (Cummins 4ISBe210)21,8Д
7.КАМАЗ-43114-15 (КАМАЗ-740.31)29,0Д
8.КАМАЗ-53215 (КАМАЗ-740.11-8V-10,85-240-10М)24,5Д
9.КАМАЗ-65117 (КАМАЗ-740.30)25,1Д
10.КАМАЗ-4350 (КАМАЗ-740.31)26,3Д
11.КАМАЗ-5350 "Мустанг" (КАМАЗ-740.31)31,0Д
12.МАЗ-437041-268 (Д-245.30Е2)18,4Д
13.МАЗ-5336А3-320 (ЯМЗ-6562.10)25,9Д
14.МАЗ-6303А5-320 (ЯМЗ-6582.10)25,9Д
15.DAF 95.350 (6L-11,63-354-16M)23,5Д
16.Ford Cargo 2532DC21,7Д
17.Isuzu NQR75P18,2Д
18.Isuzu 27961E10,9Д
19.Iveco Daily 35C12H 2.3D11,5Д
20.Hyundai Porter H100 2.5TD9,9Д
21.Hyundai HD 78DO17,7Д
22.Mercedes 814D18,1Д
23.Renault Premium DCI 32022,1Д
24.Renault Premium 450DXI22,2Д
25.Scania R420L B 6x2 HNA19,6Д
26.Scania R 124 LB 420 (295/60R22,5) (6L-11,72-420-14M)21,3Д
27.Volvo F10 (6L-9,607-285-12M)20,9Д

Приложение 4. Базовые нормы расхода топлива седельных тягачей отечественного и зарубежного производства

Модель, марка, модификация автомобиляБазовая норма, л/100 кмТопливо
1.КАМАЗ-44108-10 (КАМАЗ-740.30-8V-10,85-260-10М)27,9Д
2.КАМАЗ-54115 (КАМАЗ-740.11-8V-10,85-240-10М)22,0Д
3.КАМАЗ-54115-15 (КАМАЗ-740.31)24,6Д
4.КАМАЗ-5460-036-63(КАМАЗ-740.63)22,1Д
5.КАМАЗ-6460 (КАМАЗ-740.50-8V-11,76-360-16М)25,8Д
6.КАМАЗ-65116 RB (Cummins L325)22,5Д
7.КАМАЗ-65116-20 (КАМАЗ-740.30)22,7Д
8.КАМАЗ-65116-62 (КАМАЗ-740.62)23,9Д
9.КАМАЗ-65225-22 (КАМАЗ-740.37)26,8Д
10.КАМАЗ-65226 (Deutz BF8M1015C)29,2Д
11.МАЗ-543203-2122 (ЯМЭ-236БЕ2)23,9Д
12.МАЗ-543203-220 (ЯМЗ-236БЕ2)23,1Д
13.МАЗ-543268 (MAN D2866LF25)19,7Д
14.МАЗ-5432А5-323 (ЯМЗ-6582.10)24,8Д
15.МАЗ-5432А3-322 (ЯМЗ-6562.10)23,0Д
16.МАЗ-5440А5-330-030 (ЯМЗ-6582.10)21,2Д
17.МАЗ-5440А9 (ЯМЗ-650.10)17,6Д
18.МАЗ-6422А8-330 (ЯМЗ-6581.10)21,8Д
19.МАЗ-642508-233 (ЯМЗ-7511.10)28,8Д
20.МАЗ-6430А8-360-010 (ЯМЗ-6581.10)20,7Д
21.УРАЛ Iveco-633913 (Iveco F3BE0681G)25,8DД
22.УРАЛ Iveco-633913 (Iveco F3BE0681C)23,8DД
23.DAF FT CF 85.41020,3DД
24.Iveco AMT 63391028,3DД
25.MAN TGA 18.390 4x2 BLS17,1DД
26.MAN TGA 18.480 4x2 BLS17,8DД
27.MAN TGA 26.41017,8DД
28.MAN TGA 26.430 6x4 BBS19,5DД
29.MAN TGA 19.390L16,2DД
30.MAN TGA 19.390LX15,9DД
31.MAN TGS 19.400 4x2 BLS-WW18,5DД
32.MAN TGS 18.360 4x2 BLS16,2DД
33.MAN TGX 18.360 4x2 BLS15,9DД
34.Mercedes-Benz Actros 1841LS17,5DД
35.Mercedes-Benz Actros 1841LS18,1DД
36.Mercedes-Benz Actros 1844LS17,1DД
37.Mercedes-Benz Actros 2641S21,1DД
38.Mercedes-Benz Actros 3341AS23,6DД
39.Mercedes-Benz Axor 1835LS17,2DД
40.Mercedes-Benz Axor 1843LS16,9DД
41.Renault Magnum 480.19T19,2DД
42.Renault Magnum AE44017,7DД
43.Renault Premium 420 6x218,8DД
44.Scania GriffinP340 LA4x2HNA16,8DД
45.Scania Griffin P114GA4x2NA34017,3DД
46.Scania P114GA4x2NA38018,2DД
47.Scania P114GA6x4NZ 38021,0DД
48.Scania P340LA4x2 HA18,8DД
49.Scania R380LA4x2HNA17,6DД
50.Scania R420CA6x4RSZ19,8DД
51.Scania R114GA4x2 NA16,8DД
52.Scania R114GA4x2NA38016,9DД
53.Scania R380LA4x2HNA18,0DД
54.Scania R420CA6x6EHZ20,8DД
55.Volvo FH 12.420 Truck 4x220,2DД
56.Volvo FH 13.440 42T19,0DД
57.Volvo FH 13.520 6x422,9DД
58.Volvo FH 13.460 Truck 4x218,4DД
59.Volvo FH 13.480 6x218,6DД
60.Volvo FM 9.38016,7DД
61.Volvo FM 13.400 Truck 6x420,5DД
62.Volvo FM 13.400 TruckTractor 4x218,2DД
63.FreightlinerCenturyConventional ST 12023,6DД
64.FreightlinerColumbia CL12024,4DД
65.Kenworth T200022,7DД
66.Tatra T815-290N3T29,4DД

Приложение 5. Базовые нормы расхода топлива автомобилей-самосвалов отечественного и зарубежного производства

Модель, марка, модификация автомобиляБазовая норма, л/100 кмТопливо
1.МАЗ-5551A2-323(ЯМЗ-6563.10)33,5Д
2.МАЗ-6501A9-320-021 (ЯМЗ-650.10)45,4Д
3.УРАЛ-55571 (ЯМЗ-236НЕ2)43,8Д
4.УРАЛ-63685-10 (ЯМЗ-760.10)43,0Д
5.КАМАЗ-43255 (Cummins EQB 180 20)25,9Д
6.КАМАЗ-43255-А3 (Cummins 6ISBe210)29,7Д
7.КАМАЗ-45142-010-15 (КАМАЗ-740.31)37,4Д
8.КАМАЗ-55111А (КАМАЗ-7403.10-8V-10,85-260-10М)38,3Д
9.КАМАЗ-65111 (КАМАЗ-740.10-8V-10,85-260-10М)36Д
10.КАМАЗ-65115 (ЯМЗ-238М2-6)38,2Д
11.КАМАЗ-65115-62 (КАМАЗ-740.62) КПП10М39,7Д
12.КАМАЗ-65115-62 (КАМАЗ-740.62) КПП 9М37,7Д
13.КАМАЗ-65115 (КАМАЗ-740.30)36,8Д
14.КАМАЗ-6520-06 (КАМАЗ-740.50)51,2Д
15.КАМАЗ-6520-20 (КАМАЗ-740.60)45,3Д
16.КАМАЗ-6522 (КАМАЗ-740.51) КПП 16М52,1Д
17.КАМАЗ-6522 (КАМАЗ-740.51) КПП 8М44,3Д
18.КАМАЗ-6551-12 (КАМАЗ-740.62-280)31,8Д
19.Iveco АМТ 65390052,4Д
20.MAN TGA 33.350 6x4 BB-WW39,2Д
21.MAN F2000 40.414 DFAK52,3Д
22.Scania P380CB 6x4 EN Z40,8Д
23.Scania P380CB6x4EHZ46,5Д
24.Volvo FM 12 (6L-12,1-420-14M)38,6Д
25.Volvo FM 12 (6L-12,8-400-9M)40,5Д
26.Volvo FM 13.400 Truck 6x452,4Д
27.Volvo FM 13.440 Truck 6x445,0Д
28.Tatra-T815C1, -T815C1A, -T815C342,0Д
29.Tatra-T815-2AOSO1 6x6.249,7Д

Приложение 6. Базовые нормы расхода топлива фургонов отечественного производства и стран СНГ

Модель, марка, модификация автомобиляБазовая норма, л/100 кмТопливо
1.ВИС 234600 (ВАЗ-21214)11,1Б
2.ВИС 23472-10-30 (ш. ВАЗ-21093; ВАЗ-11183)9Б
3.ГАЗ-27057 (г/п; ЗМЗ-405220)15,8Б
4.ГАЗ-2752 (ЗМЗ-40522А)13,6Б
5.ГАЗ-232500 (Chrysler)15,5Б
6.ГАЗ-2705 (г/п; УМЗ-421600)15,4Б
7.ГАЗ-2705 (г/п; УМЗ-4216)15,1Б
8.ГАЗ-2705 (г/п; ЗМЗ-405240)14,5Б
9.ГАЗ-2705 (Chrysler)14Б
10.ГАЗ-2705-216 (УМЗ-4216)14,6Б
11.ГАЗ-2705-408 (ЗМЗ-40524)14,8Б
12.ГАЗ-27057 (г/п; ЗМЗ-405240)16,8Б
13.ГАЗ-27057 (г/п; ЗМЗ-40522R)16,5Б
14.ГАЗ-270720 (ЗМЗ-40260)16Б
15.ГАЗ-2747 (УМЗ-4216)15,1Б
16.ГАЗ-27471 (ЗМЗ-40522Р)16,1Б
17.ГАЗ-27471-0000010 (УМЗ-421600)15,4Б
18.ГАЗ-2752 (УМЗ-421600)14,1Б
19.ГАЗ-2752 (г/п; ЗМЗ-40524)14,7Б
20.ГАЗ-2752 (г/п; Chrysler)13Б
21.ГАЗ-27527 (Cummins ISF2.8s3129T)11,5DД
22.ГАЗ-2775 (ЗМЗ-405220)14,9Б
23.ГАЗ-2775-0000010 (ЗМЗ-405240)14,4Б
24.ГАЗ-278812 (УМЗ-421600)14,8Б
25.ГАЗ-278814 (ЗМЗ-405240)15,7Б
26.ГАЗ-2790-0000010 (ЗМЗ-405220)16,1Б
27.ГАЗ-2818 (ЗМЗ-40522A)14,4Б
28.ГАЗ-2818-0000010-42 (ЗМЗ-405240)16,4Б
29.ГАЗ-2818-0000010-02 (ЗМЗ-405220)15,8Б
30.ГАЗ-28180B (ЗМЗ-405240)15,3Б
31.ГАЗ-2834NA (ЗМЗ-405240)15,6Б
32.ГАЗ-2834NE (УМЗ-4216)17,2Б
33.ГАЗ-3302 (г/п; Andoria)12,4DД
34.ГАЗ-3302 (ЗМЗ-40522)16Б
35.ГАЗ-33027 (ЗМЗ-40522117Б
36.ГАЗ-33081 "Садко" (г/п; Д245.7Е2)19,8DД
37.ГАЗ-33104 "Валдай" (Д-245.7ЕЗ)17,8DД
38.ГАЗ-3897-000001-15 (Д-245.7Е2)17,9DД
39.ГАЗ-4732-0000010-04 (Д-245.7ЕЗ)16,8DД
40.ГАЗ-473829 (Д-245.7ЕЗ)18,0DД
41.КАМАЗ-43118-10 (КАМАЗ-740.31)32,0DД
42.КАМАЗ-5759-0000010-02 (Cummins 4ISBe185)20,4DД
43.КАМАЗ-65110 СГИ (КАМАЗ-740.62)29,4DД
44.МАЗ-630305-221 (ЯМЗ-238ДЕ2)36,4DД
45.МАЗ-6312А8 (ЯМЗ-6581.10)22,0DД
46.УАЗ-374195 (г/п; ЗМЗ-4091)14,9Б
47.УАЗ-390994 (г/п; УМЗ-4213ОН)15Б
48.УАЗ-390944 (г/п; УМЗ-42130Е)15,3Б
49.УАЗ-390994 "Фермер" (УМЗ-42130Н)15,1Б
50.УАЗ-390995 (г/п; ЗМЗ-409100)14,9Б
51.УАЗ-396254 (г/п; УМЗ-4213)14,7Б
52.УАЗ-396254 (г/п; УМЗ-42130Н)15,6Б
53.УАЗ-396255 (г/п; ЗМЗ-4091)14,9Б
54.Citroen Jumper 2.2D10,4Д
55.Fiat Ducato 2.3TD9,4Д
56.Fiat Ducato 2.3CDI10,2Д
57.Ford Transit 2.2TD9,9DД
58.Ford Transit 2.3T12Б
59.Ford Transit 2.4D10,5DД
60.Ford Transit 2.0D9,5DД
61.Ford Transit 22278C9,1DД
62.Ford Transit 330 SWB8,9DД
63.Ford Transit 350 2.4D12,0DД
64.Ford Transit 350 Van 2.4TDCi10,6DД
65.Hyundai HD 6516,3DД
66.Hyundai HD 12021,2DД
67.Hyundai HD 7217,0DД
68.Hyundai Porter 2.5D11,4DД
69.Isuzu NQR75R20,7DД
70.Isuzu NLR85(275450)12,2DД
71.Isuzu NQR71PL16,5DД
72.Iveco 50C15VH12,8DД
73.Iveco Daily C15D3.0TD19,4DД
74.Iveco Euro Cargo ML120E2124,5DД
75.Iveco Euro Cargo ML90E1819,4DД
76.MAN TGL 12.18018,7DД
77.MAN TGA 26.350 6x2-2 BL-WW (A)18,9DД
78.MAN TGA 26.350 6x2-2 BL WW19,2DД
79.MAN TGA 26.360 6x2 BL19,0DД
80.MAN TGS 28.360 6x2-2 BL-WW REF19,6DД
81.MAN TGS 28.400 6x2-2 BL-WW REF20,2DД
82.Mercedes-Benz  
83.Mercedes-Benz Actros 2536 REF21,8DД
84.Mercedes-Benz Atego 101818,5DД
85.Mercedes-Benz Atego 91815,5DД
86.Mercedes-Benz Sprinter 2.2TD10,3DД
87.Mercedes-Benz Sprinter 309CDI11,0DД
88.Mercedes-Benz Sprinter 311 CDI10,1DД
89.Mercedes-Benz Sprinter 315CDI (г/п)9,7DД
90.Mercedes-Benz Sprinter 411 CDI14,9DД
91.Mercedes-Benz Sprinter 515CDI11,5DД
92.Mercedes-Benz Sprinter 616CDI15,7DД
93.Mercedes-Benz Vito 109CDI10,0DД
94.Mercedes-Benz Vito 111 CDI9,8DД
95.Peugeot Boxer 2.2D10,2DД
96.Peugeot Boxer L3H2N 1 2.2TD (г/п)11,4DД
97.Renault Kangoo 1.48,9Б
98.Renault Trafic 2.011,1Б
99.Scania P230LB4x2HNA24,9DД
100.Scania P340L6x2HNA26,1DД
101.Volkswagen Multivan 3.2 4Motion13,5Б
102.Volkswagen Transporter 7HK 2.011,5Б
103.Volkswagen Transporter 2.0TDI9,0DД
104.Volkswagen Transporter 7HC 2.0TDI7,7DД
105.Volvo FES 4x225,9DД
106.Volvo FLL 4x221,7DД
107.Volvo FLL 4x2VL082R (изотермический)22.8DД

Примечание: г/п - грузопассажирский

Приложение 7. Нормы расхода топлива специализированных и специальных автомобилей

Приложение 7.1. Нормы расхода топлива автотопливозаправщиков и маслозаправщиков

Модель специального или специализированного автомобиляБазовая модельНорма расхода жидкого топлива
на пробег автомобиля, л/100кмНа заполнение и слив одной цистерны, л.
АТЗ-124320 (ЯМЗ-236НЕ2-6V-11,15-2 30-5M)УРАЛ-432034,9**
АТЗ-56132 (КАМАЗ-740.10-8V-10,85-210-5M)КАМАЗ-532130,9**
АТЗ-56142 (ЯМЗ-238М2-8V-14,86-24 0-5M)МАЗ-5337-030,6**

Нормы расхода топлива на работу специального оборудования, установленного на автомобилях, определяются по данным заводов - изготовителей специальных и специализированных автомобилей, л/ч.

Приложение 7.2. Нормы расхода топлива автоцистерн

Модель специального или специализированного автомобиляБазовая модельНорма расхода жидкого топлива
на пробег автомобиля, л/100кмНа заполнение и слив одной цистерны, л.
1.АЦ (КАМАЗ-740.11-8V-10,85-240-10М)КАМАЗ-532130,6**
2.АЦ-8-5334, -8-5435МАЗ-533424,03,0*
3.АЦПТ-6,2МАЗ-533525,53,0*
4.Мод. 46101Урал-432033,53,0
5.АЦ-46123-011 (ЗИЛ-З75-8V-7,0-180-5М)ЗИЛ-4333638,6**
6.АЦ-7-4310 (КАМАЗ-740.10-8V-10,85-210-10М)КАМАЗ-431030,7**
7.Г6 ОПА-5336 (ЯМЗ-238М2-8V-14,86-240-5М)МАЗ-5336629,3**
8.Г6 ОПА-5336/1 (ЯМЗ-238ДЕ2-8V-14,86-330-9М)МАЗ-53360531,4**

Норма не применяется при наливе и сливе самотеком.

Нормы расхода топлива на работу специального оборудования, установленного на автомобилях, определяются по данным заводов - изготовителей специальных и специализированных автомобилей, л/ч.

Приложение 7.3. Нормы расхода топлива автомобилей-цементовозов и автобетоносмесителей

Модель специального или специализированного автомобиляБазовая модельНорма расхода жидкого топлива
на пробег автомобиля, л/100кмНа заполнение и обдув одной цистерны, л.
АБС-7 (КАМАЗ-740.11-8V-10,85-240-10М)КАМАЗ-5322529,4**
СБ-92 (КАМАЗ-740-8V-10,85-220-5М)КАМАЗ-5511139,5**
СБ-239 (КАМАЗ-7403.10-8V-10,85-260-5М)КАМАЗ-654033,7**
АБС-580711 (КАМАЗ-740.31-8V-10,85-240-8М)КАМАЗ-5322930,0**
MAN 33.360 (6L-11,967-360-16M) 34,5**
Volvo FM 12 (6L-12,1-420-14M) 35,4**

Нормы расхода топлива на работу специального оборудования, установленного на автомобилях, определяются по данным заводов - изготовителей специальных и специализированных автомобилей, л/ч.

Приложение 8. Значение зимних надбавок к нормам расхода топлива по регионам России в зависимости от климатических районов

№ п/пРегионы России (по федеральным округам)Количество месяцев и срок действия зимних надбавокПредельная величина зимних надбавок не более, %
I. Центральный
1.Москва5.0 01.XI..31.III10
2.Белгородская обл.4.0 15.XL..15.III7
3.Брянская обл.5.0 01.XI..31.III10
4.Владимирская обл.5.0 01.XI..31.III10
5.Воронежская обл.5.0 01.XI...31.III10
6.Ивановская обл.5.0 01.XI...31.III10
7.Калужская обл.5.0 01.XI...31.III10
8.Костромская обл.5.0 01.XI...31.III10
9.Курская обл.5.0 01.XI...31.III10
10.Липецкая обл.5.0 01.XI...31.III10
11.Московская обл.5.0 01.XI...31.III10
12.Орловская обл.5.0 01.XI...31.III10
13.Рязанская обл.5.0 01.XI...31.III10
14.Смоленская обл.5.0 01.XI...31.III10
15.Тамбовская обл.5.0 01.XI...31.III10
16.Тверская обл.5.0 01.XI...31.III10
17.Тульская обл.5.0 01.XI...31.III10
18.Ярославская обл.5.0 01.XI...31.III10
II. Северо-Западный
19.Санкт-Петербург5.0 01.XI..31.III110
20.Республика Карелия5.5 01.XI...15.IV12
21.Республика Коми6.0 01.XI...30.IV15
22.г. Воркута с прилегающим административным районом6.5 15.X_30.IV15
23.Архангельская обл. (без Ненецкого автономного округа)6.0 01.XI...30.IV15
24.Вологодская обл.5.0 01.XI...31.III10
25.Калининградская обл.4.0 15.XL..15.III7
26.Ленинградская обл.5.0 01.XI...31.III10
27.Мурманская обл.6.0 01.XI...30.IV15
28.Новгородская обл.5.0 01.XI...31.III10
29.Псковская обл.5.0 01.XI...31.III10
30.Ненецкий автономный округ6.0 15.X...15.IV18
III. Северо-Кавказский
31.Республика Адыгея3.0 01.XII... l.III5
32.Республика Дагестан3.0 01.XII... l.III5
33.Республика Ингушетия3.0 01.XII... l.III5
34.Чеченская Республика3.0 01.XII... l.III5
35.Кабардино-Балкарская Республика3.0 01.XII... l.III5
36.Республика Калмыкия5.0 15.X...15.III10
37.Карачаево-Черкесская Республика3.0 01.XII... l.III5
38.Республика Северная Осетия - Алания3.0 01.XII... l.III5
39.Краснодарский край3.0 01.XII... l.III5
40.Ставропольский край3.5 01.XII..15.III5
41.Астраханская обл.5.0 15.X...15.III10
42.Волгоградская обл.5.0 15.X...15.III10
43.Ростовская обл.4.0 15.XI..15.III7
IV. Приволжский
44.Республика Башкортостан5.5 01.XI...15.IV12
45.Республика Марий Эл5.0 01.XI..31.III10
46.Республика Мордовия5.0 01.XI..31.III10
47.Республика Татарстан5.0 01.XI...31.III10
48.Удмуртская Республика5.0 01.XI...31.III10
49.Чувашская Республика5.0 01.XI...31.III10
50.Кировская обл.5.5 15.X...31.III12
51.Нижегородская обл.5.0 01.XI...31.III10
52.Оренбургская обл.6.0 15.X...15.IV15
53.Пензенская обл.5.0 01.XI...31.III10
54.Пермская обл. (без Коми-Пермяцкого автономного округа)5.5 01.XI...15.IV10
55.Самарская обл.5.0 01.XI...31.III10
56.Саратовская обл.5.0 01.XI...31.III10
57.Ульяновская обл.5.0 01.XI...31.III10
58.Коми-Пермяцкий автономный округ6.0 15.X...15.IV18
V. Уральский
59.Курганская обл.5.5 01.XI...15.IV10
60.Свердловская обл.5.5 01.XI...15.IV10
61.Тюменская обл. (без Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов)5.5 01.XI...15.IV12
62.Челябинская обл.5.5 01.XI...15.IV10
63.Ханты-Мансийский автономный округ6.5 15.X...30.IV18
64.Ямало-Ненецкий автономный округ6.5 15.X...30.IV18
VI. Сибирский
65.Республика Алтай5.5 01.XI...15.IV15
66.Республика Бурятия6.0 01.ХI... З0V18
67.Республика Тува6.0 01.ХI...30.IV18
68.Республика Хакасия6.0 01.ХI...30.IV18
69.Алтайский край5.5 01.XI...15.IV15
70.Красноярский край (без Таймырского и Эвенкийского автономных округов)5.5 01.XI...15.IV15
71.Иркутская обл. (без Усть-Ордынского Бурятского автономного округа)6.0 01.ХI...30.IV18
72.Кемеровская обл.6.0 01.ХI...30.IV15
73.Новосибирская обл.5.5 01.XI... 15.IV12
74.Омская обл.5.5 01.XI... 15.IV12
75.Томская обл.5.5 01.XI... 15.IV12
76.Читинская обл. (без Агинского Бурятского автономного округа)6.0 01.ХI...30.IV18
77.Таймырский автономный округ7.0 15.X...15.V18
78.Усть-Ордынский Бурятский автономный округ6.0 01.ХI...30.IV18
79.Эвенкийский автономный округ7.0 15.X....15.V18
80.Агинский Бурятский автономный округ6.0 01.ХI...30.IV18
VII. Дальневосточный
81.Республика Саха (Якутия) (без Чукотского автономного округа)7.0 15.X...15.V20
82.Приморский край5.5 01.XI...15.IV12
83.Хабаровский край5.5 01.XI...15.IV12
84.Охотский район6.5 15.X...30.IV18
85.Амурская обл.6.0 01.XI...30.IV15
86.Камчатская обл. (без Корякского автономного округа)6.0 01.XI...30.IV15
87.Магаданская обл.6.5 15.X...30.IV18
88.Сахалинская обл.- южная часть5.0 15.XI...15.IV12
89.Сахалинская обл. - северная часть (выше 50 сев. широты)6.0 01.XI...30.IV15
90.Еврейская автономная обл.5.5 01.XI...15.IV12
91.Корякский автономный округ6.0 01.XI...30.IV15
92.Чукотский автономный округ6.5 15.X...30.IV20
93.Острова Северного Ледовитого океана и морей 7.0 01.XI...31.V20
94.Крымский4.0 01.XI..01.III5

Приложение 9. Нормы расхода масел (в литрах) и смазок (в кг) на 100 л общего расхода топлива

Легковые автомобили

Марка, модель автомобиляМоторные маслаТрансмиссионные и гидравлические маслаСпециальные масла и жидкостиПластичные смазки
Автомобили зарубежного производства и "АвтоВАЗа" всех моделей и модификаций0,60,10,030,1
ГАЗ-3102 всех модификаций1,70,150,050,1
Москвич-2141 всех модификаций1,80,150,050,1
УАЗ-469, -3151 всех модификаций2,20,20,050,2
Легковые автомобили бензиновые
Автомобили зарубежного производства, произведенные в РФ и "АвтоВАЗа" всех моделей и модификаций0,60,10,030,1
Автомобили семейства ГАЗ всех моделей и модификаций1,80,150,050,1
Автомобили семейства УАЗ всех моделей и модификаций2,20,20,050,2
Легковые автомобили дизельные
Автомобили зарубежного производства, произведенные в РФ и отечественного производства2,50,40,10,2

Автобусы

Марка, модель автомобиляМоторные маслаТрансмиссионные и гидравлические маслаСпециальные масла и жидкостиПластичные смазки
Ikarus-256, -260,-263, -280 всех модификаций4,50,50,10,3
КАвЗ-3270, -3976 всех модификаций2,10,30,10,25
ЛиАЗ-5256 всех модификаций2,80,40,30,35
ПАЗ-3205, -3206 всех модификаций2,10,30,10,25
УАЗ-2206, -3962 всех модификаций2,20,20,050,2
Дизельные автобусы
Автобусы отечественного и зарубежного производства, а также произведенные в РФ2,90,40,10,3
Для автобусов семейства Икарус модификаций Ikarus-180, -250, -255, -256, -260, -263, -2804,50,50,10,1

Бортовые грузовые автомобили

Марка, модель автомобиляМоторные маслаТрансмиссионные и гидравлические маслаСпециальные масла и жидкостиПластичные смазки
ГАЗ-33072,10,30,10,25
КАМАЗ-4310, -5320,-5321 всех модификаций2,80,40,150,35
МАЗ-5334, -5335, -5337 всех модификаций2,90,40,150,35
Урал-4320 всех модификаций2,80,40,150,35
УАЗ-3303, -3741 всех модификаций2,20,20,050,2
Грузовые бензиновые автомобили и автобусы, включая работу на сжиженном и сжатом газе
Отечественного производства всех моделей и модификаций2,40,320,10,2
Автомобили зарубежного производства, произведенные в РФ1,80,150,050,1
Дизельные грузовые автомобили и самосвалы
Автомобили отечественного и зарубежного производства, кроме карьерных самосвалов БелАЗ3,20,40,10,3
Карьерные самосвалы БелАЗ4,50,51,00,3

Седельные тягачи

Марка, модель автомобиляМоторные маслаТрансмиссионные и гидравлические маслаСпециальные масла и жидкостиПластичные смазки
Volvo-F10-33, -F89-322,50,40,10,3
КрАЗ-260, -6437, -6443,-6444 всех модификаций2,90,40,10,3
МАЗ-6422 всех модификаций2,80,40,10,3
Mercedes-Benz-1635S, -1926, -1928, -1935, -2232S, -2235, -2236 всех модификаций2,50,40,10,3
Mercedes-Benz-2628, -26322,50,40,10,3
Урал-4420 всех модификаций2,80,40,150,35

Самосвалы

Марка, модель автомобиляМоторные маслаТрансмиссионные и гидравлические маслаСпециальные масла и жидкостиПластичные смазки
КАМАЗ-5511 всех модификаций2,80,40,150,35
КрАЗ-6505, -6510 всех модификаций2,90,40,10,3
МАЗ-5551 всех модификаций2,90,40,150,35
Tatra-T815C всех модификаций2,80,40,10,3
Урал-55572,80,40,150,35

Фургоны

Марка, модель автомобиляМоторные маслаТрансмиссионные и гидравлические маслаСпециальные масла и жидкостиПластичные смазки
ГЗСА-37021, -37042,00,250,070,2
УАЗ-374101, 3962012,20,20,050,2
Урал-494721,80,350,10,2

Для автомобилей и их модификаций, на которые отсутствуют индивидуальные нормы расхода масел и смазок, установлены следующие временные нормы расхода масел и смазок:

Виды и сорта масел (смазок)Временная норма расхода масел и смазок на 100 л общего нормируемого расхода топлив, не более:
Легковые и грузовые автомобили, автобусы, работающиеВнедорожные автомобили-самосвалы, работающие на дизельном топливе
на бензине, сжатом и сжиженном газена дизельном топливе
Моторные масла, л2,43,24,5
Трансмиссионные и гидравлические масла, л0,30,40,5
Специальные масла и жидкости, л0,10,11,0
Пластичные (консистентные), кг0,20,30,2

Приложение 10. Расход реагента AdBlue

№ п/пМарка автомобиляЭкологический классРасход топлива, л/100кмРасход AdBlue, л/100кмСредняя скорость при испытаниях, км/ч
1.Mercedes Axor 1843 LS536,71,8581,9
2.Scania r 730 LA Topline5/EEV38,82,787,7
3.Volvo FH 500 Globetrotter536,41,9684,9
4.MAN TGX 18.400 XLX535,91,579,9
5.Scania G 420 LA Highline535,51,8482,5
6.Mercedes Actros 1860 LS Megaspace MP2538,12,2585,5
7.DAF XF 105.510 Super Spacecab536,41,5585,1
8.Renault Magnum 520536,7283,6
9.Scania R 480 LA Topline635,71,3384,2
10.Iveco Stralis 460 Eco5/EEV35,71,7982,5
11.Volvo FH16-750 Globetrotter XL5/EEV392,0387,6
12.Scania R500 Highline Ecolution5/EEV36,71,8484,1
13.Mercedes Actros 1845 LS Big Space635,11,1483,2
14.DAF XF 105.460 Ate Spacecab5/EEV35,91,882,8
15.Renault Premium 430 Eco5/EEV35,81,9480,9
16.Scania G 440 LA Highline636,11,1882,4
17.Mercedes Actros 1842 LS Sreamspace 2.300 mm5/EEV34,31,6582
18.Mercedes Actros 1851 LS Gigaspace635,30,984,4
19.Mercedes Actros 1843 LS Sreamspace 2.500 mm634,80,882,6
20.MAN TGX 440 XLX635,90,8582,8
21.Iveco Stralis AS 440 S46 T HiWay634,82,3383,3
22.Scania G 410 LA Highline632,92,1481,7
🏬 Автоцентр KAMAZ

ТОО «АвтоТрейд-К» (АТК),
ТОО «КАМАЗ Автосервисный Центр»

Группа компаний, представительство автозаводов ПАО «КАМАЗ», АО «КАМАЗ-Инжиниринг», ПАО «НЕФАЗ» и других производителей специальной техники. Организация ведет свою деятельность на рынке Казахстана с 2005 года.

Спектр услуг: Продажа КамАЗ, сервис-центр, сборочная линия спецтехники, региональный склад-магазин запчастей и агрегатов.

🏆 Лидер продаж
Диплом I степени в номинации Лучший дилер по продаже автомобилей на территории РК по итогам 2020 года

ТОО «АвтоТрейд-К» (ATK) — официальный дилер КАМАЗ в Казахстане. Неоднократно признан «Лучшим дилером по продаже новых автомобилей КАМАЗ на территории Республики Казахстан».
Успех компании — это индивидуальное изучение потребностей Заказчика и выгодная для покупателей ценовая политика.

Будем рады видеть Вас в числе наших клиентов!

+7(707)3607333
info@kamaz.kz
КАМАЗ
2005-02-18
АТК
Логотип КАМАЗ
мкр. Аксай-3А, 62А, офис 36 020000 Алматы
🌐 Доставка во все города РК